ТаНаХ – правда или вымысел?

Исследователи при помощи геомагнитных полей подтверждают вторжения в библейский Израиль

25 October 2022
ТаНаХ – правда или вымысел?
Стена из обожженного сырцового кирпича из Тель Баташ (библейская Тимна) с отметками полевой ориентации (Фото: Йоав Вакнин)

Совместное исследование Тель-Авивского университета и Еврейского университета в Иерусалиме, в котором приняли участие 20 исследователей из разных стран и дисциплин, позволило точно датировать 21 слой разрушений на 17 археологических памятниках в Израиле путем восстановления направления и/или интенсивности магнитного поля Земли, зафиксированного в сгоревших останках. Новые данные подтверждают библейские рассказы о египетских, арамейских, ассирийских и вавилонских военных кампаниях против Израильского и Иудейского царств.

Находки указывают, например, что армия Хазаэля, царя Арам-Дамаска, была ответственна за разрушение нескольких городов — Тель-Рехова, Тель-Зайта и Хорват-Тевета, в дополнение к Гату филистимлян, разрушение которого отмечено в ТаНаХе. В то же время исследование опровергает господствовавшую теорию о том, что Азаил был завоевателем, разрушившим Тель-Бет-Шеан.

Другие геомагнитные данные показывают, что города в Негеве были разрушены идумеянами, которые воспользовались разрушением Иерусалима и Иудейского царства вавилонянами.

Новаторское междисциплинарное исследование было опубликовано в PNAS (Труды Национальной академии наук США) и основано на докторской диссертации Йоава Вакнина под руководством проф. Эреза Бен-Йосефа и проф. Одеда Липшица из Института археологии им. Надлера в ТАУ, а также проф. Рона Шаара из Института наук о Земле Еврейского университета.

Йоав Вакнин из Института археологии им. Сони и Марко Надлеров ТАУ рассказывает об исследовании

Надежный инструмент для археологического датирования

Исследователи объясняют, что геофизики, пытаясь понять механизм действия магнитного поля Земли, отслеживают изменения этого поля на протяжении всей истории. С этой целью они используют археологические находки, содержащие магнитные минералы, которые при нагревании или сжигании фиксируют магнитное поле во время пожара.

Таким образом, в исследовании 2020 года исследователи реконструировали магнитное поле, каким оно было 9 числа месяца ав, 586 г. до н.э., еврейской даты разрушения Первого Храма и города Иерусалима Навуходоносором и его вавилонской армией.

Теперь, используя археологические находки, обнаруженные за несколько десятилетий в 17 местах по всему Израилю, а также историческую информацию из древних надписей и библейских рассказов, исследователи смогли реконструировать магнитные поля, записанные в 21 слое разрушений. Ученые использовали эти данные для разработки нового надежного научного инструмента для археологического датирования.

Йоав Вакнин поясняет: «Основываясь на сходстве или различии напряженности и направления магнитного поля, мы можем как подтвердить, так и опровергнуть гипотезу о том, что во время одной и той же военной кампании были сожжены определенные объекты. Более того, мы построили кривую вариации напряженности поля со временем, который может служить научным инструментом датирования, подобным методу радиоуглеродного датирования».

Йоав Вакнин проводит замеры (Фото: Шай Халеви, Управление древностей Израиля)

Одним из примеров, приведенных исследователями, является разрушение Гата филистимлян (идентифицированного сегодня как Тель-Цафит в предгорьях Иудеи) Хазаэлем, царем Арам-Дамаска. Различные методы датирования относят это событие к 830 г. до н.э., но не могут подтвердить, что Азаил также несет ответственность за разрушение Тель-Рехова, Тель-Заита и Хорват-Тевета.

Новое исследование, выявившее полную статистическую синхронизацию между магнитными полями, зарегистрированными во всех этих четырех местах во время разрушения, теперь приводит очень веские доводы в пользу того, что их разрушение произошло во время одной и той же кампании.

С другой стороны, уровень разрушения в Тель-Бейт-Шеане, регистрирующий совершенно другое магнитное поле, опровергает преобладающую гипотезу о том, что он тоже был разрушен Хазаэлем. Вместо этого магнитные данные из Бейт-Шеана указывают на то, что этот город, наряду с двумя другими местами на севере Израиля, вероятно, был разрушен на 70-100 лет раньше, что может совпадать с военной кампанией египетского фараона Шишака.

Кампания Шишака описана в ТаНаХе и в надписи на стене храма Амона в Карнаке (Египет), где Бейт-Шеан упоминается как одно из его завоеваний.

«В то время как Иерусалим и пограничные города в предгорьях Иудеи прекратили свое существование, другие города в Негеве, южных Иудейских горах и южных предгорьях Иудеи остались почти нетронутыми. Теперь магнитные результаты подтверждают эту гипотезу, указывая на то, что вавилоняне не несут единоличной ответственности за окончательную гибель Иудейского царства». Проф. Эрез Бен Йосеф

Окончательная гибель Иудеи

Одно из самых интересных открытий, обнаруженных с помощью нового метода датирования, связано с концом Иудейского царства. Профессор Эрез Бен Йосеф: «Последние дни Иудейского царства широко обсуждаются. Некоторые исследователи, опираясь на археологические данные, утверждают, что Иудея не была полностью разрушена вавилонянами. В то время как Иерусалим и приграничные города в предгорьях Иудеи перестали существовать, другие города в Негеве, южных Иудейских горах и южных предгорьях Иудеи остались почти нетронутыми. Теперь магнитные результаты подтверждают эту гипотезу, указывая на то, что вавилоняне не несут единоличной ответственности за окончательную гибель Иудеи».

«Только через несколько десятилетий после того, как был разрушен Иерусалим и Первый Храм, поселения в Негеве, пережившие вавилонскую кампанию, были уничтожены — вероятно, идумеянами, воспользовавшимися падением Иерусалима. Это предательство и участие в разрушении уцелевших городов могут объяснить, почему еврейские писания выражают такую ненависть к идумеянам — например, в пророчестве Овадии».

Профессор Одед Липшиц добавляет, что «новый инструмент датирования уникален, поскольку он основан на геомагнитных данных с мест, точные даты разрушения которых известны из исторических источников. Объединив историческую информацию с передовыми археологическими исследованиями, мы смогли обосновать магнитный метод надежно закрепленной хронологией».

Обожженные глиняные камни

«До недавнего времени ученые считали, что [магнитное поле] остается довольно стабильным в течение десятилетий, но археомагнитные исследования опровергли это предположение, обнаружив некоторые экстремальные и непредсказуемые изменения в древности». Проф. Рон Шаар

Используя нестабильное геомагнитное поля

Профессор Рон Шаар, руководивший геофизическими аспектами исследования, а также разработкой метода геомагнитного датирования, поясняет: «Магнитное поле Земли имеет решающее значение для нашего существования. Большинство людей не осознают, что без него не могло бы быть жизни на земле — так как он защищает нас от космического излучения и солнечного ветра. Кроме того, и люди, и животные используют его для навигации».

«Геомагнитное поле создается внешним ядром Земли, на глубине 2900 км, потоками жидкого железа. Из-за хаотического движения этого железа магнитное поле со временем меняется. До недавнего времени ученые считали, что оно остается достаточно стабильным в течение десятилетий, но археомагнитные исследования опровергли это предположение, обнаружив некоторые экстремальные и непредсказуемые изменения в древности».

«Наше местоположение здесь, в Израиле, уникально способствует археомагнитным исследованиям из-за обилия хорошо датированных археологических находок. За последнее десятилетие мы реконструировали магнитные поля, зарегистрированные сотнями археологических объектов. Объединив этот набор данных с данными исследования Йоавом слоев исторического разрушения, мы смогли сформировать кривую непрерывного изменения, показывающую быстрые и резкие изменения геомагнитного поля. Это замечательная новость как для археологов, которые теперь могут использовать геомагнитные данные для определения возраста древних материалов, так и для геофизиков, изучающих земное ядро».

Отдельная статья, в которой представлены научные принципы нового метода археомагнитного датирования, находится в стадии подготовки.