ТАУ разработал систему модификации генома, разрущающую раковые клетки

Передовой метод лечения, без побочных эффектов, может увеличить продолжительность жизни пациентов с раком мозга и яичников

13 Апрель 2021
ТАУ разработал систему модификации генома, разрущающую раковые клетки

Исследователи из Тель-Авивского университета продемонстрировали, что система CRISPR/Cas9 может быть крайне эффективной в лечении раковых опулей с метастазами, что может стать значительным шагом на пути к лечению рака.

Исследователи разработали новую систему доставки на основе липидных наночастиц, уничтожающую раковые клетки с помощью генетических манипуляций. Система, называемая CRISPR-LNPs, несет генетический мессенджер (мессенджер РНК), который кодирует фермент CRISPR Cas9, действующий как молекулярные ножницы, разрезающие ДНК клеток.

Революционная работа была проведена в лаборатории профессора Дана Пеера, вице-президента ТАУ по исследованиям и разработкам и руководителя лаборатории наномедицины в Школе биомедицины и исследований рака им. Шмуниса в ТАУ. Исследование было проведено доктором Дэниелем Розенблюмом совместно с аспирантом Анной Гуткин, в сотрудничестве с доктором Динорой Фридман-Морвински из Школы нейробиологии, биохимии и биофизики ТАУ; доктором Цви Р. Коэном, директором отделения нейрохирургической онкологии и заместителем главы отделения нейрохирургии Медицинского центра Шиба; доктором Марком А. Бельке, главным научным сотрудником IDT Inc. и его командой; и профессором Джуди Либерман из Бостонской детской больницы и Гарвардской медицинской школы.

Результаты инновационного исследования, профинансированного ICRF (Израильский фонд исследований рака), были опубликованы в ноябре 2020 года в журнале Science Advances.

"Это первое в мире исследование, доказывающее, что систему редактирования генома CRISPR можно использовать для эффективного лечения рака у живого организма», - сказал проф. Пеер. "Следует подчеркнуть, что это не химиотерапия. Побочных эффектов нет, и раковые клетки, обработанные таким образом, больше не станут активными. Молекулярные ножницы Cas9 разрезают ДНК раковой клетки, тем самым нейтрализуя ее и навсегда предотвращая репликацию".

Для изучения возможности использования данной технологии для лечения рака, проф. Пеер и его команда выбрали два самых смертоносных рака: глиобластому и метастатический рак яичников. Глиобластома - наиболее агрессивный тип рака головного мозга, продолжительность жизни пациентов которого составляет 15 месяцев после диагноза, а пятилетняя выживаемость составляет всего 3%. Исследователи продемонстрировали, что однократное лечение с помощью CRISPR-LNP удвоило среднюю продолжительность жизни мышей с опухолями глиобластомы, повысив их общую выживаемость примерно на 30%. Рак яичников - самый смертоносный рак репродуктивной системы и одна из основных причин женской смертности. У большинства пациенток диагностируется поздняя стадия заболевания, когда метастазы уже распространились по организму. Несмотря на прогресс, достигнутый в последние годы, статистически выживает только треть пациенток. Лечение мышей с метастатическим раком яичников на основе CRISPR-LNP увеличивает их общую выживаемость на 80%.

"Технология редактирования генома CRISPR, способная идентифицировать и изменять любой генетический сегмент, произвела революцию наших возможностей точечно нарушать, восстанавливать или даже заменять гены", - отметил профессор Пеер. "Несмотря на его широкое использование в исследованиях, клиническое внедрение все еще находится в зачаточном состоянии, потому как для безопасной и точной доставки CRISPR к его клеткам-мишеням необходима эффективная система доставки. Разработанная нами система нацелена на ДНК, ответственную за выживание раковых клеток. Это инновационный метод лечения агрессивных форм рака, достаточно эффективной терапии которого сегодня еще нет".

Исследователи отмечают, что, продемонстрировав свой потенциал в лечении двух агрессивных видов рака, технология открывает ряд новых возможностей для лечения других типов рака, а также редких генетических заболеваний и хронических вирусных заболеваний, таких как СПИД.

"В данный момент мы намереваемся перейти к исследованиям рака крови, который крайне важны с генетической точки зрения, а также генетических заболеваниями, такими как например мышечная дистрофия Дюшенна. Вероятно, пройдет определенное время, прежде чем новое лечение станет доступным для людей, но мы настроены оптимистично. Индустрия молекулярных лекарств, использующих РНК-мессенджер, растет - фактически, большинство вакцин против COVID-19, разрабатываемых в настоящее время, основаны именно на этом принципе. Когда мы впервые заговорили о лечении с помощью мРНК двенадцать лет назад, многие считали, что это научная фантастика. Я верю, что в ближайшем будущем мы увидим множество индивидуальных методов лечения от рака и генетических заболеваний, основанных на генетических мессенджерах. С помощью Рамот, компании по коммерциализации технологий ТАУ, мы уже ведем переговоры с международными корпорациями и фондами, в стремлении как можно скорее донести преимущества генетического редактирования до пациентов, страдающих рядом тяжелых заболеваний" - заключил проф. Пеер.